Театр масок
Блог Театр масок
С наступлением осени начинается новый театральный сезон, а в Японском доме возобновляются занятия по японской монохромной живописи суми-э. Поэтому фойе нашего бизнес-центра украшает изящная картина тушью, изображающая актера одного из старейших драматических театров Японии, театра Но, написанная мастером суми-э Такэдзава Митио, которая ежегодно проводит мастер-классы по суми-э в Японском доме. 

Театр Но зародился в XIV веке и является одним из старейших японских драматических театров. Актеры театра Но не прибегают к гриму и мимике, вместо этого главным средством выразительности театра являются маски номэн, которых на сегодняшний момент насчитывается около двухсот видов – они подразделяются на мужские и женские, различаются по характеру, возрасту, облику.

Сразу возникает вопрос, как передать настроение и эмоции героя без мимики, а лишь с помощью неподвижной маски? Один из способов, к которому прибегают актеры, состоит в изменении угла наклона и освещенности поверхности маски. Легкий наклон головы назад уводит плоскость маски вверх и позволяет передать радостное выражение, улыбку, смех, наклон плоскости маски вниз наоборот передает чувство печали, грусти или плач.

nohmask3_1.jpg


Не все актеры играют в масках: в маске выступают только ведущий актёр ситэ и сопровождающий его цурэ, в случае если этот персонаж — женщина. Однако даже если актер выступает без маски, его лицо, как правило, неподвижно и выглядит как маска. Стоит особо отметить, что все роли – мужские и женские – в театре Но по традиции исполняются только мужчинами.

Костюмы в театре Но по форме напоминают японские костюмы XV века – одеяния феодальных вельмож, воинов, священников, мирян, нищих и других лиц. Рисунок и расцветка костюма зависят от характера персонажа, которому он принадлежит. Кроме масок и одежды характер персонажей передают парики, используемые в театре Но. Например, гривоподобные парики с густой чёлкой и длинными волосами, свисающими на спине, в зависимости от цвета говорят зрителям, что перед ними сверхъестественное существо (красный парик), демон (белый парик) или призрак (черный парик).

JEF_052499.jpg


Сцена театра Но не изменяется сотни лет и представляет собой квадратную площадку, открытую с трех сторон. На четвертой стороне – заднике – на золотом фоне изображена зеленая раскидистая сосна, под которой, по преданию, в святилище Касуга устраивались первые представления Но. В спектаклях не применяются декорации, задник также не меняется, какая бы пьеса не исполнялась. О смене обстановки говорят текст, движения актера, перемена им места на сцене или позы, изменение характера музыки. По этим переменам внимательный зритель может определить, происходит ли действие во дворце или под цветущими вишнями, в столице или в уединенной хижине.

Большинство пьес театра Но написано классическим литературным языком, содержит множество цитат из классической японской и китайской поэзии и намёков, исторических или литературных, поэтому представления Но могут показаться трудным для восприятия современному зрителю. Однако более глубокое знакомство с историей, классическими традициями, культурой и литературой Японии помогут разгадать все аллюзии, демонстрируемые на сцене театра Но.

0fd89c7a-179b-11e8-abb7-06326e701dd4.jpeg

comments powered by Disqus