Тетраподы и другие бетонные обитатели японских побережий
Блог Тетраподы и другие бетонные обитатели японских побережий
Иногда на изображениях и видео прибрежных пейзажей Японии можно увидеть груды бетонных конструкций причудливой формы, будто бы наваленных по берегу. Ряды таких фигурных волнорезов установлены у основания скал, вдоль берега или на мелководье от Хоккайдо до Окинавы практически везде, где проходят автодороги, железные дороги или находятся здания вблизи побережья. В большинстве случаев фигурные волнорезы – это четырёхпалые блоки из усеченных конусов, которые называются тетраподами.

Тетраподы были разработаны во Франции (в Гренобле) в 1950-х для предотвращения размыва берегов и укрепления других берегозащитных конструкций. Тетраподы были впервые применены в Марокко для защиты водозабора тепловой электростанции в Рош-Нуар. В дальнейшем конструкция стала использоваться по всему миру, в том числе и в Японии.

Yuki Yuna is a Hero
Кадр из 9 эпизода аниме «Yuki Yuna is a Hero»

Тетраподы в Японии стала производить компания «Фудо Тетра» в 1961, попутно зарегистрировав «тетрапод» как свой товарный знак. Из-за большой распространенности тетраподов, слово в японском обиходе стало нарицательным и порой может обозначать любой волнорез. Однако в публичном поле – на телевидении, в печатной продукции – слово «тетрапод» не употребляют из-за наличия товарного знака. Для обозначения всех конструкций подобного типа используется общий термин сё:ха бурокку, «волнорассеивающий блок», то есть волнорез.

Кроме упомянутого тетрапода в Японии и в других странах используют волнорезы и других форм – плоские, фигурные, ступенчатые, коробчатые. Волнорезы могут быть разного размера, формы и веса – есть небольшие до 80 см и весом в 200 кг, а есть и гиганты весом в несколько десятков тонн.

Tetrapod.jpg

Несмотря на то, что волнорезы используют в различных странах, в Японии они приобрели особую популярность. Массовость применения волнорезов связана с особенностями самой Японии – гористым ландшафтом и близким расположением тектонических плит, которые делают прибрежные районы уязвимыми для стихии и быстрой эрозии, а также с желанием японцев максимально обезопасить свою среду обитания. Однако отношение японцев к волнорезам противоречивое: есть как поклонники, так и противники.

Волнорезы могут негативно влиять на окружающую среду и человека: изменять естественные циклы эрозии, менять направления течений, создавать опасность для людей и судов в прибрежной зоне. Но самую большую озабоченность вызывает утрата живописных прибрежных пейзажей, которая негативно сказывается и на туризме.

Вот, что пишет японский пользователь(ница) Twitter @pp_projec на эту тему:

Уже лет 10-20, нет, даже гораздо больше, я считаю волнорезы уродскими. Куда в Японии ни поедешь, на побережье везде лежат груды тетраподов. Великолепные прибрежные пейзажи испорчены. С точки зрения функциональности и обслуживания, они, наверное, имеют положительные качества, но нет в них ничего прекрасного. Закрадываются сомнения о национальном чувстве эстетики.

Согласно заявлению Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии, в 1998 году искусственные или полуестественные береговые зоны, то есть забетонированные зоны или зоны с волнорезами, составляли около 35% прибрежной территории Японии.

В 2003 году Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма запустило программу по улучшению внешнего вида страны. Один из пунктов этой программы – сокращение количества волнорезов и полное избавление от волнорезов в 9 наиболее живописных районах страны. Вместо волнорезов для защиты этих прибрежных территорий стали создавать искусственные рифы.  Однако насколько снизился процент искусственных береговых зон точно сказать, увы, невозможно. 

2003.jpg 2015.jpg

Пляж в Атами, Сидзуока (2003, из программы «Мероприятия по созданию красивой станы», и 2015, официальный сайт города Атами)

Помимо противников фигурных волнорезов есть и их любители. Например, в исследовании колумниста The Japan Times Стивена Хэссе о тетраподах, один из опрошенных, Кобори Мотохиро, дал следующий комментарий:

Думаю, что привлекательность тетраподов заключается в их контрасте с природой. Они сделаны из бетона, и их форма симметрична и правильна – такое не найти в природе. Они и создаются через отливку бетона в формах. Тетрапод – это символ искусственности. Размещение сотен тетраподов в масштабах, сопоставимых с природными, это не что иное, как искусство.

Продолжая тему искусства, добавим, что в 2020 году в конкурсе Nissan Art Award гран-при завоевала инсталляция с тетраподом. Это был проект токийского художника китайского происхождения Хань Ишу (Хан Исю) под названием «where are you now» (где ты сейчас). В пустой комнате находился огромный тетрапод, сделанный из спасательных одеял, на стены комнаты проецировались волны, а в углу стоял маленький телевизор, на котором транслировалось видео с морем. В этой работе тетрапод символизировал человека, который потерял свою мобильность из-за коронавируса: он одиноко «дрейфует», отрезанный от своих собратьев, и может видеть мир только через небольшой экран.

Nissan Art Award 2020
Nissan Art Award 2020, photo by Keizo Kioku

Помимо художников волнорезы-тетраподы полюбились и обычным людям: существуют компании и умельцы, которые создают плющевые игрушки, брелоки, формочки для льда, динамики и другие интерьерные и бытовые вещицы в форме тетраподов или с их изображениями. И даже если эти причудливые волнорезы покинут большую часть японских побережий, настоящие фанаты и все неравнодушные к этим «четвероножкам» смогут завести компактный аналог у себя дома. 


tetrapods.jpg tetrapods.jpg tetrapods.jpg 
Мягкие игрушки «тетрушки» Maniapparel                               Мягкая игрушка (дизайн – aska @tick_n_tack)                Blutooth-колонка Elecom     


Источники:

1.      Статья в The Japan Times [Tetrapods by Stephen Hesse] 

2.       «Мероприятия по созданию красивой страны» Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма美しい国づくり政策大綱  (国土交通省)

3.       Новостная статья «Йокогама Кэйдзай Симбун» - «Nissan Art Award: четвёртое гран-при получил Хан Исю, изобразивший короновирусную действительность через тетрапод» 

4.       Статья в японской Википедии о волнорезах (тетраподах) 消波ブロック

5.       «В стремлении к красивым, безопасным и оживлённым побережьям (Заявление о  ведении контроля побережий)» Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма 美しく、安全で、いきいきした海岸を目指して (海岸管理のあり方についての提言)

6.       Твит пользователя(льницы) Пэппа о тетраподах

Фотографии:

1.       Weekly Review of Transit, Place and Culture in Anime 117

2.       Types of marine concrete structures (P.E. Smith,  Marine Concrete Structures, 2016)

3.      Галерея фотографий побережья города Атами

4.       Ishu Han|NISSAN ART AWARD 2020

5.      テトぐるみ|official web store

6.       aska.|ちいさなぬいぐるみ作る人

7.      テトラポッドスピーカ 


comments powered by Disqus