Дзэн и японская культура

2 октября 2015

В сентябре 2015 года в Москву по приглашению Японского дома приехали настоятели дзэн-буддийских храмов школы Риндзай — Унринъин Сосэки и Ито Коё.

Мне приходилось бывать в главном храме этой школы. Кэнниндзи — один из старейших храмовых комплексов дзэн в Киото. Пространство Кэнниндзи включает в себя уникальные, полные утонченной гармонии сады, залы для дзэн-медитаций, где на ширмах из облаков проявился мощный и мудрый облик дракона.

В открытом пространстве искрящиеся росистым сиянием хвойные ветви переходят в причудливые тени на мягком свете поверхности сёдзи. Древние потемневшие статуи и замшелые причудливые камни кажутся живыми в движущихся по ним тенях кленовых листьев.

Атмосфера этого места производит на посетителей, и на меня в том числе, неизгладимое впечатление. Чудесным образом наши японские гости сумели привезти с собой и передать нам эту атмосферу. Лекция о дзэн-буддизме, медитация, чайная церемония и рисование священных образов для многих присутствовавших стали важными событиями в жизни.

Пересказывать лекцию — занятие трудновыполнимое. При пересказе часть смысла неизбежно подменяется ассоциативным рядом рассказчика. Поэтому рассказывая об этом событии, как и рисуя священный образ бодхисатвы, мы рассказываем о себе и рисуем себя. На занятии по медитативной живописи сябуцу (буквально — «копирование образа будды») настоятель Ито Коё так и сказал нам об этом: «Если вы вглядитесь в нарисованный вами образ, то увидите в нем собственные черты».

Но также верно и то, что человек, который посетил в эти дни Японский дом, принял участие в чайной церемонии, медитативном рисовании и выслушал лекцию о дзэн, стал немного другим. И не только потому, что лекция обнажила суть жизни, коснулась тех истин, о которых мы стараемся забыть в нашей повседневности. Присутствие мастеров дзэн такого уровня всегда меняет само пространство, в котором они находятся. Все, с кем я говорила после лекции, так или иначе почувствовали эту трансформирующую энергию. За кротким улыбчивым человеком, очень вежливым, скромным, в неброской монашеской одежде, ощущалась настоящая сила.

Именно сила позволила настоятелю говорить о том, как важно знать свою слабость, уязвимость, понимать границы своих истинных возможностей. Именно это знание позволяет бережно относиться к жизни, своей и чужой, ценить жизнь и быть благодарными за каждое ее мгновение. Именно это чувство бесценности позволяет полноценно ощущать счастье быть живым, проживать миг за мигом плодотворно. Именно такое отношение разрушает страх и уничтожает омрачение человеческого разума.

В буддизме считается, что наше сознание, если оно не воспитано дисциплиной и не тренировано практикой медитаций, блуждает, в каждый момент находясь в одном из десяти миров. Часть этих миров неблагоприятна и даже ужасна — это страдания физические и моральные. Часть миров приятна — они полны наслаждения, но иллюзорны. И только полное сознание человека в каждый момент времени позволяет ему избежать несчастливых последствий своих помыслов и действий.

Настоятель приводил нам в помощь понятные образы: в японских храмах часто можно увидеть картину: тигр, крадущийся в зарослях бамбука. Тигр — сильный зверь, но чтобы не столкнуться со слоном, которого он боится, тигр уходит в бамбуковую рощу, куда слон за ним последовать не может. В роще тигр бесстрашен и силен. Так и человек — взращивает условия, в которых он уже не столкнется с тем, что может причинить ему вред.

О взращивании этих условий написаны тома и тома буддийских трактатов: о совершении правильных действий, о правильном мышлении, правильной речи и правильном воззрении (все это и составляет восьмеричный путь). Но сам настоятель говорил очень просто: жизнь может быть прервана в любой момент, все меняется, поэтому пока мы все здесь и у нас есть время и возможность, мы можем сказать спасибо — нашим родителям, нашим близким, каждому мгновению жизни.

Ощутить это остановившееся мгновение позволяет ритуал древней чайной церемонии. Чаша сама ложится в руку, как будто она сделана именно для тебя. На чистом листе рисовой бумаги лежат сладости в форме тающего, просвечивающего цветка. Отточен каждый жест, когда ведущий церемонию погружает бамбуковый черпак в кипящую воду, вспенивает дорогой зеленый чай. Все почти бесплотно, прекрасно и грациозно.

И за это напоминание о непреходящей ценности мига спасибо нашим гостям и всем, кто сделал возможным эти прекрасные мгновения.

Автор — Татьяна Полякова.

Комментарии

discount_cialis

SUBLINGUAL _http://c12discountonline.com/, Test'imonials — ,Find The B_est R-esults For Your M+ale -Virility.

Ваш комментарий