Цветочные портреты

22 апреля 2013

Фотографии Такаси Томо-ока можно описать как современные картины в стиле nihonga. Они олицетворяют новую форму художественного творчества, воплощаемую не с помощью туши и кисти, а благодаря цифровой камере и печати полученного изображения на бумаге, созданной вручную. «Мне хочется выразить красоту «кабоку» (цветов и деревьев) в фотографиях, напоминающих настоящие картины. Мне просто необходимо чувствовать красоту растений без прикрас, строя композицию исключительно из растения и свободного пространства, оставляя картину как можно более простой», — признается художник. — «Между картинами и фотографиями есть большая разница. В картинах художник смотрит на предмет, размышляет над ним и, чтобы изобразить, проводит через «фильтр» своего физического естества; фотография же намного более прямолинейна».

«Все мои фотографии выполнены в узком вытянутом формате — в тех же самых пропорциях, что и бумага для каллиграфии. Именно это соотношение мне инстинктивно показалось идеальным для отражения растительных форм. Я считаю, что истоки моего творчества зародились в лицезрении картин на свитках, фусума (панелей раздвижных дверей), а также складывающихся ширм в храмах, когда я был еще ребенком.
Кроме того, огромное влияние на меня оказали мои родители. Мой отец был вязальщиком традиционных корзин. Когда я был ребенком, я ходил с ним в горы собирать бамбук, и он научил меня многому о жизни растений и животных. Я также внимал звукам и атмосфере природы. Думаю, что многое из того, что я чувствовал тогда, отражается в моей работе сейчас», — говорит Такаси Томо-ока. — «Фотография не может существовать без конкретных предметов (в моем случае цветов). Должно быть нечто материальное, чтобы камера могла выхватить момент его существования. В фотографиях растений их природная энергия и эстетика выражается напрямую, без участия моего внутреннего фильтра».

От традиционных гравюр на дереве до современных манга и аниме — единый элемент, объединяющий все японское искусство — это то, что художник Такаси Мураками охарактеризовал, как «суперплоское»: японским картинам не свойственна перспектива, вместо нее принято изображать двухмерное пространство. Фотографии Томо-ока отражают это свойство плоскости. Все внешнее отринуто, поэтому порой невозможно определить, где картина, а где фотография. Акцент ставится на настоящую природу растения внутри пространства и формы линий.

Так же, как и фамильные гербы японских династий или дизайн кимоно, мотивы упрощаются до предела. По словам Томо-ока, он фотографирует пространство, и создаваемые композиции порой напоминают стиль Школы римпа. Этой школе свойственно следование традициям живописи ямато-э, богатая декоративность и внимание к дизайну вещей, союз каллиграфии, ремесла и живописи, где центральным компонентом является живопись, передача мастерства не на основе родственных связей, а единомышленникам.

Другой особенностью творчества Томо-ока можно назвать насыщенную реальность цветов и деревьев. Небольшая червоточина в лепестке, перевернутый листик, испорченная ягода — художник запечатлевает настоящую картину природы и даже после проявки фотографии не вносит никакой ретуши в изображение. С самого раннего детства Такаси Томо-ока посвящал себя художественному искусству, но, именно выбрав в качестве инструмента самовыражения камеру, он понял свою способность захватывать тот единственный момент, идеально передающий эфемерность жизни цветка.

Другие фотокартины художника в Ippodo Gallery

Присоединяйтесь к нам на Facebook!

Ваш комментарий