Японский бог наук

2 июля 2012

Еще одна выдающаяся личность эпохи Хэйан, без которой портрет эпохи был бы неполным, — знаменитый каллиграф, ученый, поэт, государственный деятель и вообще умнейший человек своего времени, Сугавара Митидзанэ (845-903 гг.). Его жизнь — воплощение переменчивости судьбы, ведь он пережил как славу и признание, так и горечь изгнания и забвения. Он же один из богов синтоистского пантеона, ныне известный всем — от школьников до ученых мужей.

Сугавара Митидзанэ родился и вырос в ученой и обеспеченной семье, получил хорошее образование, в совершенстве знал китайский язык и умело слагал на нем стихи. Эти качества вкупе с обширной эрудицией помогли ему сделать головокружительную для своего времени карьеру. Ему доверяли дипломатические миссии и посещения иностранных посольств. В 33 года он получил ученую степень мондзё хакуси («знаток текстов») и стал главой единственного японского университета в столице. Благосклонность императоров Уда и Дайго позволили ему в 899 году получить пост правого министра при императорском дворе.

Как это часто бывает, у такого успешного и талантливого человека нашлись не только покровители, но и недоброжелатели. В частности, род Фудзивара, приближенный к императорской семье, оказался недоволен ярким восхождением Митидзанэ, почувствовав опасность в его головокружительной карьере. В 886 году его назначили правителем далекой провинции на Кюсю, но спустя некоторое время он снова вернулся в столицу. Спустя 15 лет Фудзивара сделали новую и более успешную попытку: обвинив Митидзанэ в придворных интригах, его вновь сослали на Кюсю, откуда он уже не вернулся, скончавшись в одиночестве, грусти и изгнании.

Самое интересное началось после его смерти. Вначале столицу поразила чума, затем обрушились ливни и тайфуны. Сыновья императора погибли, а в императорский дворец ударило несколько молний. Дух умершего Митидзанэ мстил тем, кто направил его в изгнание. Чтобы его умилостивить, император распорядился перевезти останки Митидзанэ в столицу и захоронить его там. Согласно легенде, быки, которые везли повозку, остановились как вкопанные в одном месте в столице, где и было основано святилище Кита-но Тэммангу, посвященное Сугавара Митидзанэ. А сам он стал синтоистским божеством по имени Тэндзин, покровителем науки и образования, и японские школьники приходят сегодня просить его о хороших оценках на экзаменах.

Ваш комментарий