Японское путешествие Пушкинского музея

6 мая 2013

В апреле этого года в Музее искусств префектуры Аити (г. Нагоя) начала работу долгожданная выставка «Французская живопись XVII-XX веков из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина».

Японские зрители увидят шедевры французской живописи, в течение нескольких веков собиравшиеся российскими коллекционерами. Огюст Ренуар, Клод Лоррен, Франсуа Буше, Поль Сезанн, Гоген, Матисс — это далеко не полный список художников, чьи работы прибыли из России в Японию этой весной. Судьба экспозиции складывалась непросто: согласно договору между Пушкинским музеем и японской медиакорпорацией «Асахи Симбун», выставка должна была состояться еще два года назад. Страшное землетрясение, случившееся в Японии 11 марта 2011 года, и последующая авария на атомной электростанции «Фукусима-1» вынудили организаторов принять нелегкое решение о переносе выставки на неопределенный срок. И вот, спустя два года, долгожданное событие состоялось: 66 шедевров французской живописи из коллекции Пушкинского музея приехали в Японию, где будут находиться до декабря месяца, поочередно выставляясь в музеях трех крупных городов — Нагоя, Йокогама и Кобе.

У неискушенного японского зрителя, далекого от истории европейского искусства, возникает резонный вопрос — каким образом шедевры французской живописи попали в Россию? Почему они хранятся именно в Москве, в Пушкинском музее, а не в Парижском Лувре, например? Организаторы выставки решили, что лучше всего изложить эту историю в манга. По их просьбе известнейшая японская художница Икэда Риёко нарисовала целую трилогию под названием «Повесть о трех городах», в которой красочно рассказывается история возникновения российской коллекции европейского искусства.

Организаторы выставки недаром адресовали столь непростое с художественной точки зрения задание именно Икэда Риёко, ведь в своем творчестве она постоянно обращается к историческому материалу. Так, самое известное произведение госпожи Икэда — манга «Роза Версаля» посвящена истории Франции перед началом Французской Революции. Другая работа — пятитомная манга под названием «Императрица Екатерина» целиком и полностью основана на российском материале и рассказывает о придворной жизни 18 века в эпоху правления Екатерины II.

События еще одной манги Икэда Риёко «Окно Орфея» также разворачиваются в России, но уже на фоне революции 1917 года. Новое произведение Икэда Риёко, вышедшее по случаю открытия выставки шедевров французской живописи, повествует об истории становления российской коллекции европейского искусства. Санкт-Петербург, Москва и Париж — вот сцена, на которой разыгрывается история встреч и взаимоотношений между коллекционерами, художниками и их моделями.

Первая часть трилогии называется «Проклятье Петербурга». Она повествует о том, как во времена императрицы Екатерины II возникла идея создания Эрмитажа, какую роль сыграли в этом приближенные императрицы — княгиня Дашкова и граф Николай Юсупов, как складывалась дальнейшая судьба рода Юсуповых и их фамильной художественной коллекции.

Манга «Проклятье Петербурга» выложена на официальном сайте выставки и будет доступна для чтения до июня месяца. С июля по сентябрь в открытом для чтения доступе будет находиться вторая часть трилогии — «Московская трагедия», главным действующим лицом которой, как ожидается, станет легендарный российский купец и коллекционер Сергей Иванович Щукин.

С заключительной частью трилогии под названием «Улыбка Парижа» читатель сможет ознакомиться с октября по декабрь. Согласно анонсу, главным ее персонажем будет модель полотен легендарного Ренуара французская актриса Жанна Самари.

Присоединяйтесь к нам на Facebook!

Ваш комментарий