Кадомацу
Блог Кадомацу

Кадомацу (букв. «сосна у входа») — так называется композиция из живых растений, которой по традиции украшают вход в дом перед Новым годом. Устанавливая кадомацу, хозяева дома приветствуют божество Нового года и дают ему временное пристанище.

Таким образом, кадомацу — это не просто украшение, а настоящий атрибут синтоистского культа, своего рода домашнее святилище божества Нового года. Хозяева дома обязаны поддерживать кадомацу в чистоте, а также выставлять рядом с ним подношения божеству в виде праздничных блюд — супа дзони и рисовых лепёшек моти.

Для создания композиции кадомацу подбирают лучшие породы деревьев, которые срубают в счастливый день 13 декабря. В начале января «отслужившие» кадомацу убирают и относят в храм, где их сжигают во время специального ритуала.

Каждое из растений в композиции кадомацу несет благопожелательный смысл.

Сосна — вечнозеленое растение, которое никогда не увядает. Именно это дерево в композиции выполняет роль временного жилища божества. Сосновые ветки должны образовывать пушистую кисть.

Бамбук — быстрорастущее растение, поэтому в композиции он символизирует жизнь. Три ствола бамбука, используемых в композиции, имеют разную высоту, что отражает дальневосточный философский тезис о единстве неба, земли и человека.

Слива является символом начала года. Поскольку слива зацветает в Японии только в феврале, в кадомацу ее часто заменяют веером с изображением распустившихся цветов. Вместо сливы также может использоваться растение нандина. Считается, что красный цвет ее плодов защищает от злых сил.

На улице принято выставлять парные композиции кадомацу, размещая их слева и справа от ворот или дверей. Левая кадомацу называется «омацу» (мужская сосна), а правая — «мэмацу» (женская сосна). Кадомацу может стоять не только перед входом. Ими часто украшают сады, комнаты, домашние алтари. В закрытых помещениях кадомацу выставляют по одному.

5319123398_f6e0259858_z.jpg

4206037040_7b4aeda979_z.jpg

Авторы фото: Chie Gondopelican и TANAKA Juuyoh (田中十洋)

comments powered by Disqus