Фестиваль Ханагаса: история и современность
Блог Фестиваль Ханагаса: история и современность

Лето в Японии примечательно не только жаркой погодой, но и разнообразием фестивалей мацури, как грандиозных, посмотреть на которые приезжают люди почти со всей Японии, так и более скромных, локальных, но не менее удивительных.

В северо-восточном регионе Японии Тохоку существует понятие «Три главных фестиваля региона Тохоку». Эти три главных фестиваля: Танабата-мацури в городе Сэндай (префектура Мияги), Нэбута-мацури в городе Аомори (префектура Аомори) и Канто-мацури в городе Акита (префектура Акита). С недавних пор к этой тройке фестивальных гигантов региона Тохоку добавился еще один – Ханагаса-мацури в городе Ямагата (префектура Ямагата), о котором мы бы и хотели поведать в нашем блоге.

Фестиваль Ханагаса, а точнее его главная составляющая – танец Ханагаса одори, сравнительно молод и берет свое начало в городе Обанадзава в префектуре Ямагата.

В начале ХХ века, когда закончилась эпоха Мэйдзи (1868-1912), в Японии начали осваивать новые, ранее некультивированные земли. Тогда житель Обанадзавы по имени Такамия Цунэтаро решил построить общественный водоём для орошения двух гектаров земли. В те времена еще не было техники для подобных работ, поэтому все приходилось делать вручную сообща. Из соседних сел и деревень помогать «строить» озеро Токура пришли молодые мужчины и женщины в возрасте от 17 до 20 лет. Мужчины переносили землю в соломенных корзинах на плечах, а девушки эту землю утрамбовывали. Все они работали в шляпах, которые помогали защититься от палящего солнца или дождя. 

Для утрамбовки земли использовался специальный камень, весом 12-15 килограмм. К камню привязывали 10-12 веревок; люди, взяв по одной веревке в руки, синхронно по команде «ёисё макасё» натягивали веревки, поднимая камень в воздух, затем ослабляли натяжение, и камень падал на землю, спрессовывая таким образом грунт. С одной стороны ничего сложного в этих работах не было, однако чтобы уплотнить грунт данным способом, приходилось повторять операцию снова и снова, час за часом, день за днем – такой вот тяжелый и монотонный общий труд.

Чтобы обеспечить слаженность строительных работ, а также слегка скрасить скучную рутину, исполнялась доцуки-ута («песня трамбовщика»), которая большей частью была составлена из различных рабочих песен, в том числе и корабельных. Говорят, что трамбовщики, работая под ритм этой песни, бывало, исполняли импровизированные танцы со шляпами.

В строительстве пруда к моменту окончания работ приняли участие около семидесяти тысяч человек. Среди работников было много молодых незамужних женщин и неженатых мужчин, которые впоследствии стали встречаться, а в близлежащих деревнях появилось множество так называемых токурако каппуру – «парочек с озера Токура». В дальнейшем «песню трамбовщика» стали исполнять на праздничных вечерах в Обанадзава и близлежащих деревнях, а наряду с этим на празднества стали приносить цветы и исполнять танцы со шляпами.

Когда работы по созданию водоёма для орошения – озера Токура – были окончены, осенью во время фестиваля храма Сува в Обанадзава состоялось необычное шествие – около ста мужчин и женщин под «песню трамбовщика» исполнили танец со шляпами, украшенными красными искусственными цветами (хана – цветок, каса – шляпа: ханагаса, т.е. «шляпа с цветами»). Поговаривают, что это было событие невиданного масштаба – практически весь люд близлежащих деревень собрался посмотреть на процессию, заглянули на парад даже проходившие мимо путники. Так и родился танец Ханагаса одори. Традиция исполнять этот танец на празднествах передавалась из поколения в поколение среди жителей региона и дошла до наших дней. 

hngs-freepic08.jpg

Существует пять разновидностей этого танца: Каммати, Тэраути, Акудо, Харада и Накисава, поскольку в разных местностях танец Ханагаса исполнялся с некоторыми отличиями. Однако основные движения, которые передают движения рабочих во время строительства водоёма, присутствуют во всех региональных разновидностях танца.

Вращение шляпы над головой – снятие или надевание шляпы для защиты от палящего солнца или дождя.

Постановка шляпы на плечи – перенос корзины с землей на плечах или натягивание веревки. 

Взмахи шляпой влево и вправо – обмахивание шеи шляпой. 

Вращение шляпы у ног – копание или отряхивание.  

Также одной из важнейших особенностей танца является положение тела в полуприседе.

Но по-настоящему знаменитым танец Ханагаса-одори стал благодаря фестивалю в городе Ямагата. В 1963 году с целью развития туризма и популяризации района Дзао в префектуре Ямагата было проведен летний фестиваль Дзао нацу мацури, одним из номеров которого стал танцевальный парад Ханагаса ондо («ондо» буквально означает «пляска под песню»). Однако как ныне существующее, независимое мероприятие танцевальный парад Ханагаса ондо стартовал в 1965 году под названием «Фестиваль Ханагаса»Ханагаса-мацури

hngs-freepic16.jpg

hngs-freepic17.jpg

hngs-freepic24.jpg

В 1970 году на Всемирной выставке в Осаке Ханагаса ондо был объявлен одним из народных искусств, олицетворяющих Японию, и таким образом фестиваль Ханагаса-мацури, основой которого является парад Ханагаса-ондо, стал известным по всей Японии.

Песня парада Ханагаса ондо, под которую исполняется танец со шляпами, объединила в себе, как и «песня трамбовщика», куплеты и строчки из других народных песен региона, она же прославляет все самые значимые и примечательные места и объекты префектуры Ямагата. Каждый слушатель песни таким образом как бы совершает небольшое путешествие по всей префектуре.

Кроме этого, в 1963 году из нескольких разновидностей танца был специально создан новый единый вариант танца для того, чтобы любой человек мог легко выучить и станцевать его в общей колонне на параде. Этот вариант получил название «Общепринятый танец Ханагаса. Прохладный ветер реки Могами» (Сэйтё ханагаса кумпу могамигава) и является женским танцем, движения которого элегантны и близки к нихон буё, классическим японским танцам, и символизируют прохладный ветер реки Могами и качающиеся колосья риса. А в 1998 году появился и единый мужской танец Ханагаса – «Дзао в лучах заката» (Сэйтё ханагаса дзао гёко). Все эти танцы, включая пять основных разновидностей, а также придуманные новые и оригинальные версии (например, с элементами брейк данса) исполняются на танцевальном параде фестиваля Хангаса-мацури.

hngs-freepic01.jpg

Ежегодно в фестивальном параде участвуют несколько десятков различных организаций, кружков, клубов, а общее число танцоров на параде превышает 4000 человек. Под песню Ханагаса ондо и аккомпанемент барабанов колонна синхронно танцующих японцев в ярких фестивальных костюмах двигается по одной из главных улиц города Ямагата.

В этом году в параде впервые приняли участие российские танцоры – группа японского народного танца «Кисэки-но хана», выступавшая с танцем Ханагаса одори на фестивале Hinode Power Japan и тренировавшиеся под руководством одного из лучших специалистов по танцу Ханагаса одори в городе Ямагата – коллектива народного творчества «Ёмоямакай»


Фотографии для публикации предоставлены Комитетом ханагаса префектуры Ямагата (Yamagata-ken Hanagasa kyougikai)

comments powered by Disqus