Лекция «Дзэн и японская культура»

5 октября 2015

По многочисленным просьбам публикуем видео с лекции «Дзэн и японская культура», состоявшейся в Японском доме 18 сентября, а также отзыв япониста Татьяны Наумовой, побывавшей на этой лекции.

«Лекции в Японском доме раз за разом привлекают все большее количество слушателей. Но даже на фоне всевозрастающей популярности сегодняшняя тема вызвала бесспорный аншлаг. Просторный зал, состоящий из желающих постигнуть сущность дзэн, был полон. И это неудивительно, ведь шанс услышать о предмете из уст практически первоисточника — от носителей основ учения дзэн, монахов школы Риндзай — представляется совсем не часто.

В действительности перед присутствующими сегодня выступал только один из них — настоятель киотского храма Рэйгэнъин Унринъин Сосэки, оказавшийся очень бодрым, жизнерадостным, энергичным и весёлым человеком, начисто лишенным степенной размеренности, присущей порой коллегам его цеха.

Начал он своё выступление весьма неожиданно, поведав об истории ограбления знаменитого храма Киото, ставшей недавно известной во всем мире. Вот как она прозвучала со слов досточтимого Унринъина Сосэки в моем кратком изложении.

«Был случай — из храма украли статую богини Каннон, которая не была в списке национальных сокровищ.

Сначала в полиции вовсе не хотели ее искать. Тогда один из настоятелей храма Кэнниндзи обратился к своему знакомому, начальнику полиции Киото. В конце концов статую обнаружили в префектуре Миэ, в доме некоего господина Абэ. Оказалось, что в его доме много разных статуй, на что обратили внимание бдительные соседи. Дома у этого человека действительно находилось около 25 статуй. Похоже, он обчистил не один храм в Киото. Его спросили, зачем он это делал. Он ответил, что однажды, вознося молитву в храме Кэнниндзи, заметил сияние, идущее из-за статуи, и услышал, как она попросила взять её с собой. Он сказал, что не хотел, но не мог не подчиниться просьбе богини.

Статую богини Каннон вернули в храм. После этого события количество паломников в наш храм увеличилось. До этого было около 70-100 человек в день, а теперь у нас около 1000 посетителей в день, и из-за границы гости приезжают».
Завладев таким образом вниманием аудитории, Унринъин-сан плавно перешёл к теме вопросов, которые чаще всего, по его словам, ему доводится слышать от прихожан. И вот что он сказал.

«Многие посетители задают мне разные вопросы. Например, есть ли способ гармонизировать отношения в семье между мужчиной и женщиной. Я решил выяснить, говорил ли Будда Шакьямуни что-нибудь об этом. И нашел кое-что интересное.
Существует пять требований отношений мужа к жене и жены к мужу. Если соблюдать эти правила, то отношения будут гармоничными. Обычно у женщин с исполнением этих правил проблем не возникает, поэтому сегодня я расскажу о правилах, которые должны соблюдать мужчины:

1. Муж должен уважать жену.
2. Муж не должен пренебрегать женой. Это Будда сказал 5000 лет назад в сугубо патриархальном обществе Индии.
3. Муж не должен сближаться с другими женщинами помимо жены, не должен изменять ей.
4. Муж должен полностью положиться на жену в вопросах присмотра за домом.
5. Муж должен оказывать жене внимание и периодически делать подарки в знак признательности и благодарности.

Если обе стороны будут беречь друг друга и заботиться друг о друге, проблем не возникнет».

Далее он перешёл к рассказу о сущности и пользе созерцательной медитации — дзадзэн. И поскольку это и было главной темой лекции, позволю себе длинный пассаж прямой речи.

«Еще меня часто спрашивают о том, что произойдет, если практиковать медитацию дзадзэн. Недавно у нас в храме была съемочная группа японского телеканала NHK. Они проводили исследование о том, какое из слов японского языка в настоящее время является наиболее популярным в мире. Оказалось, что это слово «дзэн».
Когда я был во Франции в Париже, я увидел это слово на большом билборде. Я спросил, что это означает. Мне объяснили, что билборд призывает к вождению «в стиле дзэн» — то есть к спокойной и уравновешенной езде. Мне сказали, что во Франции все знают это слово.

Слово дзэн насчитывает 2500-летнюю историю. Дзэн — это образ жизни, который открыл Будда. Некоторые люди постоянно повторяют молитвы — это их право и выбор. Дзадзэн — это отличный способ контролировать свое сознание. Практикуя дзадзэн, вы не станете сильнее. Однако именно в процессе медитативной практики очень хорошо понимаешь свою слабость.

Я занимался дзэдзэн в тот момент, когда в марте 2011 г. случилось землетрясение и цунами. Моя практика дзадзэн не смогла спасти ни одного человека. Именно тогда я понял свою слабость. Признание своих слабостей — это и есть настоящая сила.

Однажды ко мне в храм пришел мастер айкидо, который 50 лет занимался своим искусством. Я спросил его: «Что вы поняли, занимаясь столько лет айкидо?»Он ответил: «Первые десять лет уходит на то, чтобы осознать степень своей силы, следующие десять лет — на осознание силы противника. Еще столько же лет уходит на то, чтобы осознать свою слабость».

Чрезмерная уверенность в собственной силе ведет к неудачам. Всегда помните о границе своей силы и слабости. Жизнь в стиле дзэн — это жизнь с осознанием своей слабости. Именно это осознание привело меня к мысли о том, что жизнь хрупка и необходимо беречь ее.

Я бы хотел, чтобы вы ощущали чудо жизни каждый день, когда возвращаетесь домой и ужинаете со своей семьей. Это ощущение рождает чувство благодарности.
Если жить с ощущением, что это ваш последний день перед смертью, естественным образом приходит понимание невероятной ценности жизни. Человек забывает о том, что жизнь не вечна, и вынужден страдать.Поэтому чаще посещайте могилы своих предков. Они напоминают нам о последнем дне и о ценности жизни. В последний момент будет невозможно поблагодарить всех своих близких за все, что они для вас сделали. Поэтому не забывайте говорить это своим близким каждый день, пока вы живы. Именно это называется жизнью «в стиле дзэн».

Еще один важный момент учения дзэн состоит в необходимости ценить связи между людьми, прежде всего между членами семьи. Потому что эти связи неслучайны и существуют уже много тысяч лет.

Мы проживаем бесконечное число жизней, однако надо ценить каждый день именно этой жизни так, как если бы он был последним.

В случае больших жизненных трудностей нужно учиться принимать жизнь как она есть. Не сдаваться, не отторгать, а именно принимать.

Настоящий человек — тот, кто, понимая эфемерность вещей, со всей ответственностью заботится о своих близких».

В заключение настоятель привел пример коана — вопроса и парадоксального ответа на него, если не раскрывающего сути религии дзэн, то приближающего к ее пониманию.
«Что такое Будда?» — «Береза в саду».

«В тени березы живут другие растения и насекомые. Опавшие листья березы питают землю, удобряя ее перегноем. Береза живет ради других. Поэтому я называю ее Буддой».

Долго после окончания лекции слушатели продолжали задавать самые разнообразные вопросы, каждый ответ на которые делал постижение дзэн ещё более загадочным.

Автор текста: Татьяна Наумова

Ваш комментарий