Мир суми-э: Бамбук

25 января 2012

Продолжая серию статей о суми-э, самое время рассказать о главном растительном символе японской монохромной живописи — бамбуке. Прекрасный бамбук (такэ), остающийся зеленым на протяжении всего года, олицетворяет постоянство, стойкость и способность выживать в любых условиях. Он создает грациозный контраст на фоне своего частого соседа — сосны. Даже при сильных порывах ветра стебель бамбука нежно сгибается и качается, но эта кажущаяся хрупкость скрывает прочность и силу. Именно сила и изящество бамбука находят свое отражение в техниках живописи суми-э.

Не будучи ни прямой, ни изогнутой, каждая линия обладает силой и свободой, не теряя при этом четкого направления и чувственной красоты. Со временем движения художника становятся настолько естественными, что каждый мазок облекает чувство, движение и ритм восточной каллиграфии в свободу и скорость. Особенное очарование узору каллиграфических мазков бамбуковых листьев можно придать, варьируя насыщенность тона, количество туши и воды на кисти. В отличие от мягкой, пушистой массы бамбуковых листьев, стебель выглядит намного жестче. По своей природе крепкий и прямой, стебель бамбука представляет собой отдельные сегменты-коленца, которые поступенчато сужаются от корней к кончикам и разделены межколенцами (кольцеообразными перемычками). Бамбук известен не только своей чистой красотой, но и широтой использования: именно из бамбука делают держатели кистей для суми-э.

Для изображения бамбука сначала сделайте карандашный эскиз, наметив смысловой центр рисунка, изгиб стеблей бамбука, основные массы листьев и, что немаловажно, области чистого открытого пространства, которые создают эффект воздуха, объема и «неба». В основе вашего рисунка должна лежать концепция свободно раскачивающегося стебля и трепетное соблюдение композиционной гармонии при отображении переходов от одного стебля к другому. При прорисовке листвы (тремя каллиграфическими мазками для каждого листика) не забывайте оставлять свободное пространство, давая чувствам возобладать на мыслью. Помните, что самый глубокий оттенок черного должен быть сосредоточен в одном-двух местах, в то время как более бледные мазки (от кисти с уже подсохшей тушью) служат для смягчения пространства рисунка и придания ему глубины и объема.

Приступив к рисованию, художник суми-э должен олицетворять неспешность и уверенность.

Ваш комментарий