Зачарованный смертью дьявол

22 июля 2012

Жизнь и смерть одного из самых известных японских писателей XX века заслуживают непременного рассказа, ибо судьба Юкио Мисима — это красивый и болезненный отклик на то, что происходило в послевоенной Японии. Скандально известный и безудержно талантливый писатель создал большое количество романов, повестей и пьес, а, кроме этого, снимал фильмы, писал музыку, дирижировал оркестром, летал на боевом самолете, занимался фехтованием и бодибилдингом, сформировал боевую организацию, в финале устроив из своей смерти одновременно театральное представление и террористический акт.

Мальчик по имени Кимитакэ Хираока (настоящее имя писателя) родился в 1925 году в семье государственного чиновника и воспитывался в доме у бабушки. В детстве он много читал, увлекался театром, но отличался слабым здоровьем и из-за частых недомоганий не принимал участия в играх со сверстниками. Когда грянула Тихоокеанская война и его ровесников призывали на фронт, Мисима «откосил» от армии по причине слабого здоровья, чего впоследствии не смог себе простить до конца жизни. Его литературный успех начинается в начале 50-х годов, с выходом первого, скандального романа «Исповедь маски», и каждое новое произведение лишь укрепляло популярность.


В 30-тилетнем возрасте Мисима пересмотрел свое отношение к собственному телу: стал заниматься бодибилдингом, боксом, каратэ и кэндо, причем достиг немалых успехов в этих видах спорта. Вместе с этим он претерпел и духовные изменения: на смену хрупкой романтичности приходят недовольство государственной политикой и ярко выраженные националистические взгляды. В 1966 году он пишет рассказ «Патриотизм», где на протяжении 20 страниц описывает, как главный герой, офицер императорских войск, совершает сэппуку (ритуал, более известный как харакири). Через два года Мисима создает военизированную группу «Общество щита», в которую вошли его ученики. Пресса назвала ее «Игрушечной армией капитана Мисимы», но игры уже остались в прошлом: прирожденный театрал Юкио Мисима готовил свое последнее представление перед смертью.

25 ноября 1970 года, отправив с утра редактору свой последний роман «Падение ангела», Мисима с тремя членами «Общества щита» поехал на базу Сил самообороны, где у него была назначена встреча с командующим. Встреча получилась неожиданной: вскоре после ее начала Мисима приказал ученикам связать командующего и без труда (учитывая 5-й дан по кэндо) отбил атаку солдат, прибежавших на подмогу. Затем он запер дверь, приказал собрать всех солдат базы на плацу и вышел на балкон, чтобы обратиться к ним с речью. В ней он призывал их не подчиняться конституции, которая делает Японию зависимой от Америки, но его почти не слушали: в воздухе шумели полицейские вертолеты, а солдаты не понимали, зачем известный писатель захватил их командира.

Вернувшись в комнату со словами «Они даже не слушали меня», Мисима расстегнул мундир, достал короткий меч и положил перед собой чистый лист бумаги. Медленно сделав первый надрез, он кровью написал на бумаге иероглиф «меч», а затем, превозмогая боль, завершил сэппуку. В завершение ритуала, по классической самурайской традиции, стоявший за спиной Мисимы ученик отрубил ему голову. Потом дверь сорвалась с петель, и в комнату вбежали солдаты.

Так закончил свою жизнь писатель Юкио Мисима, которого после смерти как только не называли: и «фашиствующим самураем», и «клоуном», и «эксцентричным фанатиком». А сам он однажды показал друзьям свой псевдоним, но написанный другими иероглифами, гласившими: «Зачарованный Смертью Дьявол».

Ваш комментарий